Содержание сайта

Самооборона, боевые искусства, фехтование.

Составные части японского меча

05.08.2008 от Dmitry

Далеко не все перечисленные и изображенные на иллюстрации составные части использовались во всех случаях. Не на всех тсубах присутствуют кодзука хитсу-ана и когай хитсу-ана, не на всех мечах есть бо-хи, ёкотэ и хоримоно и так далее.

Тати косираэ — меч в оправе для тати.
Букэ-дзукури косираэ — вообще букэ-дзукури — это оправа для катаны. На иллюстрации букэ-дзукури разложено на три части: ножны, меч и отдельно клинок.

Тати косираэ

Кабуто-ганэ — яблоко. Наличие кабуто-ганэ — единственное отличие между тати и катаной на иллюстрации.
Аси — крепления для подвешивания ножен.
Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти.
Семеганэ — крючок для подвешивания меча на стену.
Сайядзири — окованный металлом кончик ножен.
Сайя — собственно ножны.

Тсуба

Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч.
Мими — область рядом с границей тсубы.
Фукурин — кольцеобразное ребро тсубы, внешняя граница.
Когай хитсу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно.
Секиганэ — подгонка тсубы, небольшие кусочки мягкого металла.
Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и еще меньше, расположенные в этой части тсубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, с помощью которого меч привязывается к руке.
Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа.
Мей — клеймо изготовителя.
Кодзука хитсу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа.
Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то тсубу можно назвать сукаси-тсуба.

Букэ-дзукури косираэ

Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах.
Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура.
Сито-домэ — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты.
Кодзири — укрепленный кончик ножен.

Катана

Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура.
Касира-ганэ — отверстие для крепления шнура.
Макидомэ — выпуклый узел.
Тсука — рукоять меча.
Тсука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Тсукамаки — название процесса оплетки.
Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах.
Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата.
Фути — кольцо, упрочняющее рукоять.
Тсуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей.
Сэппа — шайба между тсубой и хабаки.
Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей.
Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво.
Омотэ — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной.
Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу.
Мунэ — спина клинка, задняя часть без заточки.
Ха — лезвие, режущая кромка меча.
Хи / бо-хи — дол, облегчающий меч.
Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.
Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию.
Синоги-дзи — плоскость меча между синоги и мунэ.
Хирадзи — часть меча между синоги и хамоном.
Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи.
Ёкотэ — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка.
Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область.
Боси — закаленная область киссаки.
Фукура — изгиб клинка в киссаки, между ёкотэ и острием.

Тосин (клинок)

Накаго-дзири — конец хвостовика.
Хитоэ — спина хвостовика, переходящая в мунэ.
Накаго — собственно хвостовик.
Мекуги-ана — отверстие для мекуги.
Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф.
Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти.
Ха-мати — лезвийный пропил.
Мунэ-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропиле удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки.
Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров.
Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари.
Нагаса — длина клинка от мунэ-мати до кончика киссаки.
Сори — кривизна клинка.
Тсуба-мото — треть клинка, прилегающая к тсубе.
Тю-о — средняя треть клинка.
Моно-ути — дальняя треть клинка.

Рубрики: Главный блог | Комментарии (6) »

Комментарии (6)

  1. aragaer пишет:

    Не уверен, что ситодоме это именно отверстие. По-моему это две небольшие металлические штуковины, которые в него вставляются с двух сторон (для украшения).

    Поскольку клинок всегда носили на левом боку, глядя на меч, можно понять, какая сторона (боковая) направлена внутрь (прижимается к телу), а какая наружу. Внешняя сторона называется омоте, внутренняя – ура. В связи с этим еще несколько дополнений:

    Оплетка обычно начинается о стороны омоте (то есть там находится середина тсука-ито, а кальше два конца раходятся в разные стороны). Потому что так симпатичнее выглядит, а внешняя сторона это как раз «парадная». По той же причине заканчивается оплетка также на стороне омоте – первый узел при этом находится на ура, а более симметричный второй – на омоте (хотя есть разные вариации оплетки).

    На омоте менуки располагается ближе к тсубе (традиционно – начиная с третьего витка тсука-ито), а на стороне ура – ближе к касире (соответственно заканчивается за 3 витка до узла). Причина: со стороны омоте менуки попадает под пальцы правой руки, а со стороны ура – левой.

  2. aragaer пишет:

    И еще. Использовать менуки в качестве шляпки для мекуги это бред. Готовая рукоять надевается на клинок, после чего закрепляется мекуги. Готовая – значит с менуки и оплеткой. И аналогичным образом снимается, чтобы можно было заточить клинок (чтобы цуба не мешала затачивать в нижней части). Если бы мекуги с менуки был как-то скреплен, выбить его, не снимая оплетки, было бы невозможно.

  3. Dmitry пишет:

    Уточнил про ситодомэ – это действительно металлические укрепления/украшения отверстия, в которое пропускается шнур. Если отверстия по какой-то причине нет, то это просто украшения.

    Про оплетку лучше статью напиши отдельную, лучше разбираешься ;)

    Мекуги + менуки – бред-то бредом, но точно встречал эту информацию. Хотя звучит логично, уберу на всякий случай.

    Спасибо за дополнения, добавлю!

  4. aragaer пишет:

    Сегодня узнал, откуда могла появиться информация про менуки-шляпку. Дело в том, что вот такая форма оплетки рукояти, как изображена, не единственная из существующих. В частности, оплетки могло вообще не быть. Вот как раз тогда-то менуки и были шляпками для мекуги (а как еще им держаться?).

    Во-вторых, не всегда менуки оказывается под оплеткой. Опять-таки, менуки-шляпка.

  5. Dmitry пишет:

    Спасибо за информацию!

  6. Программа “Вист” » Архив блога » Меч викингов пишет:

    [...] ремарка: вот этот мой давний пост, на мой взгляд, может оказаться [...]

Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.