О спаррингах и вырождении
16.06.2009 от Dmitry
Отвлекусь от рассказов о европейских средневековых клинках: в жару рисовать что-то не очень хочется. Сейчас просто постараюсь изложить некоторые мысли вслух.
Боевые искусства трудно представить без спаррингов. Вообще, пожалуй, первое, что приходит в голову в качестве ассоциации с понятием «боевые искусства» — два мужика в «кимоно», метелящие друг друга руками-ногами на ринге или просто в зале. Ну или оружием, если мы имеем в виду фехтование.
Зачем они вообще нужны? Ну как, понятно зачем. Практика показывает, что адепты тех школ боевых искусств, в которых спаррингам не уделяется должного внимания, практически ни на что не способны в реальном бою. Уверения мастеров в том, что их стиль, дескать, «ужасно смертоносен и совершенно невозможно провести спарринг с нормальным использованием техник, потому что придется друг друга покалечить, так что просто тренируйтесь, выполняя ката и будет вам счастье» хорошо работают лишь в сознании этих мастеров. А это сознание находится где-то в иной реальности.
Невозможно научиться драться, если ты при этом не дерешься.
Казалось бы, все просто: можно заклеймить всех мастеров подобных школ недоумками, чья позиция не имеет права на существование. Однако… не все так однозначно. И я снова имею в виду фехтование.
Никто же не будет спорить с тем, что бой на заточенных стальных клинках сопряжен, мягко говоря, с охренительным риском?
Думаем дальше. Представлю эту умственную деятельность в виде диалога. Их и писать и читать интереснее, чем заумный и нудный текст. Это еще Платон понял.
— Эврика! Можно взять незаточенные клинки и все будет хорошо.
— Да, думал ты не очень долго.
— А что такое?
— Удар даже незаточенной стальной пластины спокойно может проломить голову или сильно повредить, скажем, сустав. А про укол на встречном ходу я вообще молчу, значительные повреждения внутренних органов обеспечены.
— Нда, незадача. А если использовать защиту?
— Да, это, конечно, дело хорошее. Только вот есть два момента.
— Какие?
— Первый: стыдно сказать, но в настоящее время ничего лучше, чем копии европейских латных доспехов, изготовленные по современным технологиям, не придумано. А это не самое дешевое удовольствие.
— Погоди, как же так! Если взять, например, мотоциклетный шлем…
— Задача мотоциклетного шлема — красиво разбиться от мощного соприкосновения с асфальтом, приняв удар на себя. Удар там один. Задача шлема боевого — делать вид, что удара вообще не было, потому что этих ударов множество.
— Ну ладно, а бронежилеты? Какой-нибудь кевлар, титановые кольчуги, снаряжение всяких спецназовцев и ОМОНовцев?
— Все это удовольствие практически никому не доступно. Кроме того, оно рассчитано на отражение пуль, а не ударов мечом. Да, конечно, современные технологии просто обязаны дать ответ на вопрос «как можно сделать доспехи более эффективные чем полтысячелетия назад», но этим мало кто специально занимался.
— Почему?
— По большей части люди, посвящающие часть своего свободного времени размахиванию стальными мечами, занимаются этим в определенном русле. Русло это называется «историческая реконструкция» и имеет в виду аутентичность происходящего. Они даже одежду из льна шьют, причем желательно по оригинальным технологиям. Не хочу сказать, что это неправильно, каждый человек имеет право на получение удовольствия тем способом, который ему наиболее приятен. Но в результате мысли в направлении технологических улучшений защиты наталкиваются на непонимание.
— Хорошо, то есть паршиво, конечно. А второй момент какой?
— Практически любое защитное снаряжение накладывает на технику боя серьезные ограничения. Хотя по-настоящему качественно сделанные доспехи, подогнанные под владельца, не мешают ему выполнять основные действия, связанные с защитой и нападением, арсенал его возможностей все равно претерпевает изменения. Прыгать он уже вряд ли будет.
— Ну ладно. А если мы… сделаем оружие еще более безопасным?
— Потрясающе свежая идея. Каким образом?
— Ну мечи можно сделать из более легких сплавов, каких-нибудь пластиков, обить латексом или резиной, да использовать дерево или бамбук, наконец!
— Вот тут читатель точно поймет, что ты издеваешься. Синай? Гибкий бамбуковый веник? Какое отношение эта штуковина имеет к оружию? Легкие сплавы, пластик, дерево — оружие становится слишком легким и ведет себя не так, как настоящее. Теряется реализм. Обивка резиной — то же самое, особенно здорово выражается при попытках парирования, когда мечи просто отлетают друг от друга.
— Вот это пессимизм!
— Да какой пессимизм. В какой-то степени ты, безусловно, прав. На компромиссы и условности идти все равно приходится. Вот только к чему это приводит?
— К чему?
— К вырождению. Ограничивается зона поражения. Ограничиваются доступные приемы. Ограничиваются возможности по перемещению. Ограничивается тактика. После всех ограничений в заданных узких рамках техника оттачивается до неимоверного совершенства. Но к настоящему бою с использованием настоящего боевого оружия она уже не имеет никакого отношения. Да, если биться по правилам спортивного фехтования или кендо в снаряжении для спортивного фехтования или кендо, то спортивный фехтовальщик или кендока уделает любого. Но со стальным оружием, без ограничений на зону поражения… очень маловероятно.
— И что же делать?
Продолжение следует…
Рубрики: Главный блог | 1 Комментарий »
08.07.2009 в 16:46
[...] (Продолжение, начало здесь.) [...]