Содержание сайта

Самооборона, боевые искусства, фехтование.

Фехтование и шахматы, часть 2

20.08.2008 от Dmitry

Сначала небольшое объяснение. Предыдущий пост, как и остальные из этой серии, делаются в качестве попытки размышления вслух. Одна голова хорошо, а несколько – лучше. Поэтому комментарии особенно приветствуются.

Кроме того, некоторые выводы, на которые я буду обращать внимание, выглядят очевидными. Это нормально, в какой-то степени будет изобретаться велосипед, затем сравниваться с уже известными моделями. Важен не только результат, но и ход мысли. Интересно детально и глубоко закопаться в теорию, в самые основы.

Теперь к делу. В комментариях к предыдущей части было приведено несколько важных замечаний. Заострю внимание на некоторых из них.

1: Есть 8 разных направлений движения – влево, вправо, вперед, назад и по диагоналям между ними.

Примерно так, по прямой можно двигаться в одном из этих восьми направлений. Более мелкое дробление не имеет особого прикладного смысла, так как движение вперед-вперед-налево является частным случаем движения вперед-налево или просто вперед.

Движение по дуге – это всего лишь смена курса, то есть сначала мы двигаемся налево, затем вперед-налево, а потом вперед.

Для того чтобы двигаться влево, не нужно разворачивать корпус влево. Напротив, движение вбок – это именно движение вбок, корпус при этом смотрит вперед. Если мы развернули корпус так, что направление влево стало для нас направлением вперед, то двигаясь в этом направлении мы движемся вперед. Короче, развороты корпуса и движения в каком-то направлении – разные, не связанные друг с другом вещи.

2: Если он рубит справа налево, то его удар идет в наше левое плечо.

В целом верное замечание, хотя я представлял несколько иную картинку, недостаточно точно выразился. Удар наносится в направлении левого плеча, глубоко и страшно, но его цель – сбить меч, а потом поразить область головы или правого плеча ударом с другой стороны, после отбивания меча. Нарисовал картинку, в дальнейшем буду стараться сопровождать все подобными изображениями.

План противника изображен в верхней части иллюстрации. Сначала замах, потому что делаем сильный удар и привыкли бить с замаха. Потом собственно удар, отбивающий меч, с шагом правой ногой вперед. Затем разворот лезвия и удар в голову с шагом левой ногой вперед.

Достаточно ли наглядно? Есть ли идеи по улучшению понятности изображения?

Переходим к реализации блиц-плана.

3: Все движения направо не помогут, потому что именно туда движется меч противника.

Правильно, двигать ногами быстрее, чем полетит меч, не получится никак. Поэтому на схеме три направления направо помечены серым цветом как неподходящие. Назад-направо, наверное, можно, но смысла особого не имеет.

4: Глубоко – значит достаточно далеко вытянул руки. Уйти влево, нанося горизонтальный удар, целясь ему в руки.

Именно так, в руки в качестве блиц-движения и будем бить.

Первое – резко смещаемся влево. Существует дуговая траектория пути меча противника, проходящая через наш меч и наше левое плечо. Задача – вынести левое плечо за пределы этой дуговой траектории.

Одновременно с шагом влево бьем без замаха в кисти рук. Получается встречное движение, очень быстрое и совершенно безопасное.

Теперь несколько выводов, список которых можно продолжить.

1: Бить без замаха крайне полезно, так как удар выполняется быстрее. Особенно актуально для контратак, использующих встречное движение противника.

2: Частичный уход с линии атаки выполняется чаще, чем кажется.

3: Отрезав себе несколько направлений движения, мы не усложнили, а упростили задачу.

Зачем нужны эти выводы, сформулированные в виде утверждений?

Все просто. Я рассчитываю собрать увесистую коллекцию подобных утверждений, которые буду проверять на прочность в каждом последующем примере. Все утверждения будут складироваться в экселевской таблице, напротив каждого будет три столбика: «работает», «не работает», «всего». «Всего» = «работает» – «не работает». Сортироваться утверждения будут по убыванию значения столбика «всего». В результате можно будет разобраться, какие принципы и утверждения более, а какие менее универсальны. Универсальные, правильные принципы можно и нужно будет использовать при создании личного стиля.

Рубрики: Главный блог | Комментарии (3) »

Комментарии (3)

  1. aragaer пишет:

    Картинка достаточно наглядна, но на ней не показана высота. В частности – удар противника идет в наклонной плоскости, а наш – в горизонтальной, на уровне груди. Что не очень видно из картинки. Хотя как такое изобразить понятия не имею.

  2. Dmitry пишет:

    Вот и я не знаю пока как именно это отображать.

  3. aragaer пишет:

    Я бы хотел еще добавить к числу ценных выводов утверждение «Действовать надо до атаки противника или в самом ее начале» – проще парировать удар, пока он не набрал силу, чем блокировать его в непосредственной близости от собственной головы. Еще проще ударить по клинку противника в момент замаха – это как минимум собъет его с намеченной траектории.

Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.